Пятьдесят шесть лет, инфаркт. Поколение, для которого джаз был музыкой молодости, начинает уходить из жизни. Но что следующим будет именно Резицкий, не думал никто. Наоборот, джаз-группу "Архангельск" и ее лидера саксофониста Резицкого всегда ставили в пример: целеустремленностью они напоминали своего знаменитого земляка или даже старообрядческую общину - суровые и малоразговорчивые, принципиально не пили и не курили.
Старший во всем, Владимир с детства хотел стать музыкантом. Представлял себя баянистом - другой музыки вокруг просто не было. Но при поступлении в ДМШ ему предложили класс гобоя, где, как всегда, был недобор. Когда в 60-е началось повальное увлечение джазом, шестнадцатилетний, он легко переключился на стильный саксофон. В конце 60-х в Ленинграде Резицкий встретил своего земляка - ударника Владимира Тарасова. Вскоре Тарасов переехал в Вильнюс - к пианисту и композитору Вячеславу Ганелину. И предложил архангельскому саксофонисту присоединиться к их дуэту. Резицкий предпочел бороться за дело джаза дома.
В 1970 году Владимир Резицкий создал джаз-группу "Архангельск" (вне родного города - в ленинградском джаз-клубе "Квадрат" - она впервые появилась в 1972 г., а на общесоюзной сцене "Архангельск" возник в 1973 г. на Донецком джаз-фестивале). В первоначальный ее состав входили пианист Владимир Туров, гитарист Владимир Монастырев, контрабасист Сергей Щукин, барабанщик Олег Юданов и сам Резицкий (альт-саксофон, флейта). В дальнейшем Монастырева в роли гитариста последовательно заменяли Юрий Силкин и Федор Багрецов, на контрабасе (с 80-х гг.) играл Николай Клишин, а Николай Юданов присоединился к своему брату Олегу в качестве перкуссиониста. Таков был костяк: всего за годы существования "Архангельска" через его состав прошло около 20 музыкантов.
За все время существования "Архангельска" - новаторского коллектива, смешивавшего в своих программах северный русский музыкальный фольклор, джазовый авангард и театрализованное сценическое действо - советская монополия грамзаписи, "Мелодия", выпустила всего один их альбом - "Призраки старого города". Однако за рубежом выходило больше его записей: обычно называются релизы британского лейбла Leo Records ("Portrait" и особенно - вышедший к 50-летию мастера "Hot Sound From The Arctic") и японского "Ninety One" - "Live In Japan". С началом перестройки Резицкий с "Архангельском" объехал полмира, став одним из главных художественных открытий в области советского джазового авангарда наряду с вильнюсским трио Ганелина-Тарасова-Чекасина (барабанщик которого Владимир Тарасов, кстати, родом тоже из Архангельска и начинал свою деятельность одновременно с Резицким).
В середине 90-х "Архангельск" (называвшийся к тому времени "Творческая мастерская - джаз-группа Архангельск") прекратил свое существование. К этому времени Резицкий полностью сосредоточился на организации Архангельского джаз-фестиваля. Всего за 16 лет было проведено 15 фестивалей, 10 из которых носили международный статус. К 1997 г. фестиваль стал одним из самых значимых европейских форумов нового джаза и новой импровизационной музыки, привлекая такие имена, как Дрор Файлер (Швеция), Кен Хайдер и Владимир Миллер (Великобритания), Вернер Люди (Швейцария), Тэруто Соэдзима и Отомо Йосихидэ (Япония), Хайнц-Эрих Гедеке и Дитер Главишниг (Германия), трио Владимира Тарасова (Литва-Германия), а также все российские звезды разных направлений "новой музыки" - Владимир Чекасин, Алексей Айги, Андрей Разин, Энвер Измайлов, "Не Те" и т.д.
До середины 90-х главным пунктом программы фестивалей были поездки участников и слушателей на теплоходах по Белому морю, которое многие считают средоточием мистической энергии Севера. Позже теплоходы были проданы в частные руки, и фестиваль стал проходить только в залах. Однако по различным, прежде всего финансовым причинам Резицкий с 1998 г. больше не проводил международных фестивалей, заменив их скромными областными "днями джаза". К этому моменту его основным музыкальным проектом оставалось "Владимир Трио" (живущий в Лондоне Владимир Миллер - фортепиано и вильнюсец Владимир Тарасов - барабаны), с которым он успешно выступал и записывался (на лейбле пианиста Масахико Сато) в Японии. Позднее возник дуэт с фольклорной певицей Катей Зориной, в котором Резицкий возвращался к тому, с чего начинал в 70-х - современному импровизационному прочтению поморского (или - шире - северного русского) музыкального фольклора.
Рубеж веков для Резицкого прошел под знаком созданного им еще в 1997 г. Архангельского городского культурного центра. По-хорошему амбициозный проект, в который музыкант вложил много личных средств и неизмеримое количество собственных сил, развивался трудно, но интересно: в нем действовало артистическое кафе, которое Резицкий рассматривал как точку кристаллизации креативных сил города, не имеющего развитой культурной инфраструктуры, проводились музыкальные занятия с отстающими в развитии детьми (кстати, их проводил и сам Резицкий) и т.п. По словам самого музыканта, после последних гастролей в Японии он мог привезти оттуда подержанный автомобиль, но вместо этого привез два видеопроектора для АГКЦ, один из которых сразу украли...
В 1982 году Резицкому удалось сделать ежегодным единственный в СССР - и позднее в России -
фестиваль импровизационной музыки. Многие звезды мирового джазового авангарда неоднократно бывали на Соловках (экскурсия
на острова входила в программу Архангельского фестиваля), не заезжая при этом ни в Москву, ни в Питер.
Подобного тому, что в Архангельске устраивал Владимир Резицкий, в мире нет. Просто нет.
Это был фестиваль искусств, уникальный не только для Севера Земли. Здесь и джаз, и духовная музыка, и соединение музыки с пластикой, с театром, с богатейшим и древнейшим северным фольклором. В орбиту фестиваля попадал широкий спектр творческих занятий - музыкальная, театральная, танцевальная импровизация и композиция, изобразительное искусство, музейное и этнографическое дело, академическая традиция и эксперимент, перформанс, концепт, инсталляции и т.д. и т.п.
Важнейшей составной частью фестиваля стали паломничества на Соловки - уникальное и священное место для каждого человека, который хочет понять и почувствовать настоящую Россию. Каждый фестиваль включал особый детский праздник, на котором все гости фестиваля делились с мальчишками и девчонками своим талантом, единственным в своем роде. Благодаря фестивалю в Архангельске подросло новое поколение, знающее свои корни и открытое будущему. И, наконец, фестиваль в Архангельске стал транзитным: в цепочку с ним расположились аналогичные мероприятия в Вологде и Вильнюсе, в Ярославле, Питере, Москве и даже на Урале и в Сибири.
Автором, вдохновителем, а часто и главной рабочей силой фестиваля являлся Владимир Резицкий. Его заслуги как артиста-музыканта, композитора, руководителя ансамбля "Архангельск", прославившего свой родной город, отмечены почетным званием Заслуженного артиста России, лауреатскими дипломами и грамотами многих фестивалей, аплодисментами в США, Германии, Японии и других странах. Диски ансамбля продаются во всем мире.
Резицкий превратил провинциальный любительский смотр коллективов в глобальное культурное событие, включенное Министерством культуры в федеральный список. Резицкий добился своим авторитетом, своим именем, что правительства и культурные центры, государственные и общественные организации Японии, Англии, Германии, США, Швейцарии, Австрии и других стран взяли на себя значительную часть расходов. Потому что знали: он бессребреник, он работает для людей, не оставляя себе ни копейки. Многие выдающиеся артисты выступали у него бесплатно. Он привлекал и внебюджетные источники, а те вешали на него свои долги.
Городские власти лучше кого бы то ни было знали, что благодаря Резицкому город и область получили значительно больше, чем реально потратили. Ведь Резицкий каким-то чудом умудрялся выкрутиться, на чем-то сэкономить, лишь бы архангелогородцы не лишались этого удивительного ежегодного праздника. По его прикидкам он экономил городу и области две третьих фестивального бюджета. И вдруг поразившая всех весть. Местные власти выставили счет Резицкому, "забыв", сколько он им сберег и сколько дал. Позорное судилище над ним не только напоминало расправы над другими архангельскими мужиками, оно поражало очевидной своей аморальностью. И дождались неизбежного. 25 мая, на рассвете, Владимира Резицкого не стало. Сердце. Не потому ли наша земля так щедро родит таланты, что люди стараются поскорей свести в нее лучших ее сынов?
Его окружали удивительно красивые люди. Красавица-жена Валентина. Красавцы-дети: Спартачок и Аленка. Верные друзья: театральный режиссер и вожак Виктор Панов, художники, писатели, музыканты, актеры, артисты, краеведы и историки. Талант обаятелен, а у него было столько планов, столько идей, он так вдохновенно о них рассказывал! Наверное, с ним было нелегко, но какое теперь это имеет значение!
P.S. Даже архангельские старожилы не помнят таких похорон. Резицкого буквально провожал весь город. Панихида в ДК Строителей, где располагался его Арт-Центр, началась в 10 утра, и к запланированному ее окончанию осталась еще масса людей, не успевших подойти к гробу, сказать прощальные слова. Тихо играла музыка - баллады Колтрейна, записи самого Резицкого. Главный режиссер и художественный руководитель знаменитого архангельского театра Виктор Попов в пламенной речи выразил общую мысль, что Резицкого "съели" городские и областные власти. Аплодисментами встретили люди предложения дать Резицкому посмертно звание почетного гражданина города, назвать одну из улиц именем Резицкого, устраивать там шествия оркестров, назвать его именем фестиваль, музыкальную школу, установить памятник...
Последнее время Владимир Резицкий занимался музыкой с детьми, страдающими разного рода тяжелыми недугами и поражениями (вплоть до болезни Дауна) и уже успел добиться первых добрых результатов. Он стал церковным человеком, сблизился с настоятелем Троицкого храма о. Алексием, обсуждал с ним свои планы, они говорили и на мировоззренческие темы. И так случилось, что в Вознесение 24 мая Володя исповедался ему и вышел из храма в десятом часу вечера, спеша успеть домой к началу очередной серии "Джаза" на ОРТ, так как он их все записывал. Но записать не смог. Ему стало плохо, и не успела даже приехать скорая помощь, как его не стало. До полуночи оставалось еще полчаса. Врачи констатировали смерть уже в начале следующих суток. И тут жизнь Володи оказалась на день короче, чем по официальным документам. 25 мая власти должны были "решать вопрос" о его Арт-центре. Сердце Владимира Резицкого не выдержало.
На похоронах выяснилось, что Владимир Резицкий оставил нам еще одного наследника. Наталья, его жена последние два года, на чьих руках Володя умер, явила всем сюрприз: полуторагодовалого Никиту Резицкого, такого же рыжего, как отец, и очень музыкального мальчугана.
По материалам сайта www.jazz.ru, Алексей Баташев.
Выдержка из "Открытого письма музыкального журналиста Олега Пшеничного (еженедельник "Версия") руководству Архангельской области"
... Уважаемые правители Архангельской области - во главе с губернатором тов. Ефремовым. В соответствии со всеми законами и нормами демократического общества я хотел бы задать вам несколько вопросов, с тем, чтобы ваш ответ предать гласности.
- Принесли ли Вы извинения родным и близким покойного? Не соболезнования, а извинения.
- Будут ли они получать регулярную персональную компенсацию-пенсию в связи с утерей кормильца? И какого размера?
- Когда именем Резицкого будет названа улица в Архангельске, например та, где он жил и умер?
- Выделены ли деньги на памятник, объявлен ли конкурс, и выбрано ли место для памятника?
- Будет ли продолжаться Архангельский фестиваль, какие деньги вы выделили на него, и будет ли он назван именем Резицкого?
Напомню, что из Архангельска из года в год приходят вести об открытии все новых месторождений алмазов, золота, нефти и газа. И говорить, что денег нет - это значить врать. Но я уверен, что врать вы не станете, а напишете мне обо всем честно и откровенно.
Жду письма по адресу редакции.
Любимым прощанием Владимира Петровича было "Всех благ". Вот их я вам и желаю. А еще здоровья.
Олег Пшеничный